Обобщение правоприменительной практики министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее – Министерство) при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения, регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий проведено для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
С 1 июля 2021 года вступил в законную силу Федеральный закон
от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 248-ФЗ), регламентирующий новый порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С учетом положений Закона № 248-ФЗ контрольно-надзорная деятельность осуществляется с учётом риск-ориентированного подхода. Государственный контроль (надзор) осуществлялся на основе оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностей и работы с информацией о подконтрольной среде, и был направлен на предотвращение нарушений закона, которое превалировало над наказанием.
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации (далее – обязательные требования) стала важной и неотъемлемой частью контроля. Цель профилактики – проинформировать контролируемых лиц об обязательных требованиях, дать возможность получить разъяснения по ним, предостеречь их от нарушения.
Закон № 248-ФЗ ориентирует контрольные (надзорные) органы на защиту охраняемых ценностей, деятельность контролирующего органа оценивается в зависимости от уровня защиты охраняемых ценностей, минимизации ущерба в сфере общественных отношений.
Также важнейшим принципом современной контрольной (надзорной) деятельности должно быть широкое применение цифровизации. Законом
№ 248-ФЗ предусмотрен перевод деятельности контрольных (надзорных) органов на цифровую основу, предусмотрен широкий набор инструментов по контролю, которые применяются контрольными (надзорными) органами в зависимости от оценки риска.
В целях информационного обеспечения контрольной (надзорной) деятельности созданы и в 2022 год обеспечено использование следующих информационных ресурсов:
1) единый реестр видов государственного контроля (надзора) (далее – ЕРВК);
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ);
3) информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования;
4) информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Порядок формирования и ведения ЕРВК, созданного с 1 июля 2021 года и обновлённого в 2022 г. в целях информационного обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), систематизации и учета сведений, обмен которыми осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), обеспечения открытости осуществления указанной деятельности контрольными (надзорными) органами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации
от 30 апреля 2022 г. N 786» установлен порядок формирования и ведения ЕРКНМ.
ЕРКНМ создан в следующих целях:
1) учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;
2) учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
3) обеспечение взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) учет информации о жалобах контролируемых лиц.
Контрольно-надзорная деятельность в 2022 году осуществлялась с учетом требований статьи 21 Закона № 248-ФЗ Минэкономразвития России издан приказ от 31 марта 2021 года № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом», устанавливающим, в том числе типовые формы решений о проведении документарной и выездной проверок, актов документарной и выездной проверок, а также предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Совместно с Минцифрой области в рамках реализации мероприятия по автоматизации приоритетных видов регионального контроля в целях внедрения риск-ориентированного подхода государственной программы Саратовской области «Информационное общество» проведена работа по созданию автоматизированных рабочих мест для каждого инспектора. Для этих целей Минцифрой области выделено министерству 14 ноутбуков за счет субсидий из федерального бюджета.
В целом работа управления государственного экологического надзора министерства направлена на предотвращение и профилактику правонарушений в сфере экологии и снижение ущерба, причиняемого объектам окружающей среды.
Объекты госконтроля подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска).
Отнесение объекта госконтроля к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения к категориям риска.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 01 июня 2018 года №358 в редакции 2022 года "Об отнесении производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска" к категориям риска отнесено 6861 объектов контроля, в т.ч.: среднему- 137, умеренному- 2928, низкому – 3796.
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Указанным постановлением установлены ограничения (запрет) на проведение в 2022 году плановых контрольных мероприятий, проверок в отношении юридических и физических лиц, в т.ч. граждан, а также внеплановых контрольных мероприятий, за исключением проверок основанием для проведения которых являются непосредственная угроза либо факт причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и другие, среди которых отсутствуют основания для осуществления проверочных действий министерством (угроза причинения вреда либо факт причинения вреда окружающей среде).
В связи с реформированием контрольно-надзорных органов, предусмотренных изменениями федерального законодательства (Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ) из состава регионального экологического надзора в самостоятельные виды надзора были выделены:
- государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
- государственный геологический контроль (надзор) с передачей полномочий от федерального органа (Росприроднадзор) по выявлению и пресечению безлицензионного пользования общераспространенными полезными ископаемыми на участках недр местного значения
Министерством разработаны и утверждены Положения об указанных видах надзора, определены индикативные и ключевые показатели по каждому виду надзора.
Руководствуясь ст.61 Закона № 248-ФЗ, Положениями о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения, региональном государственного контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, предусмотрено, что данные виды контроля (надзора) осуществляются без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В части регионального государственного экологического контроля (надзора) за истёкший период 2022 года было проведено 157 выездных обследований по результатам, которых было выдано 59 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
По фактам поступивших в министерство сведений о действиях (бездействии) которые могут привести к нарушениям обязательных требований было выдано 12 предостережений, составлено 18 протоколов, вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения, а также были наложены штрафы, общая сумма которых составила 12,0 тыс. рублей.
Кроме того, были рассмотрены 1388 административных материалов, поступившие из органов прокуратуры, правоохранительных и других органов, из которых 27 было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
За выявленные нарушения природоохранного законодательства к административной ответственности было привлечено 1360 виновных юридических и физических лиц
Общая сумма наложенных штрафов составила 2849,2 тыс. рублей.
С целью предупреждения правонарушений хозяйствующим субъектам, нарушившим обязательные требования в области охраны окружающей среды, было выдано 252 представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Основными правонарушениями в области охраны окружающей среды, являются: нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления – 98 %, невыполнение обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – 1,5 %; несоблюдение прочих требований законодательства в области охраны окружающей среды - 0,5 % (не предоставление экологической информации – 0,4%, нарушения в области водного законодательства – 0,05 %, охраны атмосферного воздуха – 0,03 %, уклонение от исполнения административного наказания-0,2%).
Анализ протоколов об административных правонарушениях позволил выявить следующие типичные действия (бездействие):
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (1302 факта) предусматривает административную ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ (отсутствие договора с АО «Ситиматик» и сброс отходов на почву). Вынесены административные наказания в виде штрафа: в отношении 1 юридического лица на сумму 100, тыс. руб., на 57 ИП на общую сумму 1681,0 тыс. руб., на 79 должностных лиц на общую сумму 781,0 тыс. руб. и 85 граждан на общую сумму 114,2 тыс. руб., а также в виде предупреждения: 2 юридических лиц, 124 должностных лиц и 954 ИП;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (21 факт) предусматривает административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ. Вынесены административные наказания в виде предупреждения в отношении 2 юридических лиц , 3 ИП и 16 должностных лиц.
В рамках профилактических мероприятий министерством за 2022 год было выдано 88 предостережений, дано 323 консультации, поступило 826 жалобы (о захламлении отходами, на несвоевременный вывоз отходов, на загрязнение атмосферного воздуха, на ограничение свободного доступа к водным объектам).
В части регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения за истёкший период 2022 года было проведено 28 выездных обследований.
По результатам выездных обследований, а также по фактам поступивших в министерство сведений о действиях (бездействии), которые могут привести к нарушениям обязательных требований было выдано 41 предостережение, составлен 1 протокол, вынесено 1 постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения.
Кроме того, были рассмотрено 8 административных материалов, поступившие из органов прокуратуры и правоохранительных органов, из которых 1 было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
За выявленные нарушения природоохранного законодательства к административной ответственности было привлечено 7 виновных юридических и физических лиц, из которых:
Общая сумма наложенных штрафов составила 73,0 тыс. рублей.
С целью предупреждения правонарушений хозяйствующим субъектам, нарушившим обязательные требования в области охраны недр, было выдано 2 представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Основными правонарушениями в области регионального государственного геологического контроля (надзора), являются нарушения: пользование недрами без лицензии на пользование недрами – 71 %, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией – 29 %.
Анализ протоколов об административных правонарушениях позволил выявить следующие типичные действия (бездействие):
- несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения (10 фактов), предусматривает административную ответственность по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 1 юридического лица на сумму 20,0 тыс. руб., на 1 должностное лицо на сумму 2,0 тыс. руб., а также предупреждения в отношении 3 юридических лиц, 4 должностных лиц и 1 ИП.
В рамках профилактических мероприятий министерством в рамках реализации полномочий по региональному государственному геологическому контролю (надзору) за 2022 год было выдано 41 предостережение, дано 5 консультаций, поступило 19 жалоб (большая часть из которых касалась незаконной добычи ОРПИ).
В части регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за истёкший период 2022 года было проведено 12 выездных обследований. По результатам выездных обследований, а также по фактам поступивших в министерство сведений о действиях (бездействии), которые могут привести к нарушениям обязательных требований в данной сфере, было выдано 3 предостережения, составлено 2 протокола, вынесено 2 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на граждан на общую сумму 9,0 тыс. руб.
Основными правонарушениями в области регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, является нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях – 100 %.
В рамках профилактических мероприятий министерством за 2022 год было выдано 3 предостережения, дано 13 консультаций, поступило 23 жалобы (о захламлении отходами, вырубке деревьев, передвижении транспорта по территории ООПТ).
Одной из форм ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства является имущественная ответственность с определением размера вреда, причиненного окружающей среде и его компенсацией виновным лицом.
По фактам несанкционированного складирования отходов неопределенным кругом лиц был рассчитан размер ущерба почвам:
- в 200 м на северо-восток от дома №8Б по 3-му Князевскому тупику в г. Саратове на сумму 126360,0 тыс. руб.;
- в 40 м на ЮВ от дома №5Д по 3-му Кавказскому тупику в г. Саратове на сумму 819,0 тыс. руб.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» (вступившее в законную силу с 1 июля 2021 г.) приказами министерства были утверждены программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на 2022 год (приказ от 17.12.2021 №602);
- по региональному государственному геологическому контролю (надзору) в отношении участков недр местного значения на территории Саратовской области на 2022 год (приказ от 17.12.2021 №603);
- по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022год (приказ от 17.12.2021 №604).
Данные Программы разработаны в целях: сокращения количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны окружающей среды; предотвращения рисков причинения вреда окружающей среде и снижения размера вреда, причиненного окружающей среде; обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды.
Главными целями проведения профилактических мероприятий являются прежде всего, предупреждение нарушений природоохранного законодательства, повышение прозрачности деятельности контрольного органа, а также снижение административной нагрузки на бизнес.
Анализ проведенных профилактических мероприятий в 2022 году свидетельствует о том, что работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе.
В целях организации надлежащего производственного экологического контроля хозяйствующим субъектам рекомендуется руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны окружающей среды.
Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологической информации.
В соответствии с утвержденным планом-графиком профилактических мероприятий обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора в 2022 году сделано следующее.
В целях профилактики правонарушений на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе «Перечень обязательных требований» размещен перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по надзору при осуществлении регионального государственного экологического надзора.
В целях реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Саратовской области на 2022 год разработана Памятка по раздельному сбору отходов.
Памятка направлена для размещения в министерство информации и печати области и в министерство территориальных образований области, и также для размещения в адрес 80 региональных и 42 муниципальных СМИ. Информация была размещена в телеграмм-канале «Время Саратовское» и в социальных сетях. Была изготовлена инфографика, адаптированная для размещения в социальных сетях.
В целях повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами Министерством были разработаны и доведены до ответственных сотрудников ГУ МВД Методические рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях и применению административного законодательства за нарушения в области обращения с отходами, сотрудниками Министерства проведена учеба по проблемным вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Кроме того, в целях реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год и информирования населения Министерством в рамках совместного патрулирования с сотрудниками МЧС и полиции по местам активного отдыха граждан на территории природного парка «Кумысная поляна» в выходные и праздничные дни в период с мая по ноябрь 2022 года проводились профилактические мероприятия с информированием отдыхающих о необходимости соблюдения обязательных требований с вручением разработанной Памятки по сохранению особо охраняемой природной территории Памятника природы «Кумысная поляна» и разъяснением требований законодательства.
С выездом в выходные и праздничные дни (дежурство) на особо охраняемую природную территорию памятника природы «Кумысная поляна» в рамках осуществления государственного экологического надзора специалистами министерства за 2022 год проведены более 2700 разъяснительных бесед с отдыхающими на территории парка, роздано более 1500 информационных памяток.
В рамках информирования на официальном сайте Министерства размещались перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых являлась предметом регионального государственного экологического, геологического надзоров и контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области природопользования.
В 2023 при изменении или выхода новых требований нормативно-правовых актов обеспечить проведение актуализации обязательных требований на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе «Перечень обязательных требований».
Предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) не имеется.
_____________________