Обзор по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, который включает в себя следующие виды надзора:
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в виде:
· плановых проверок;
· внеплановых проверок;
· мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
· плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов).
В План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год включено 30 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых 7 было запланировано на 2 квартал 2020 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все плановые проверки, запланированные на 2020 год были исключены из плана проведения проверок. Согласно вышеназванного документа основанием для проведения внеплановых проверок являются:
- факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
- основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4_2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30_1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Государственными инспекторами за 2 квартал было рассмотрено 27 административных дел, в том числе поступивших из:
- органов прокуратуры Саратовской области - 26;
- ГУ МВД России по Базарно-Карабулакскому району Саратовской области -1.
По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:
10 юридических лиц, в отношении которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 2 административных наказания в виде штрафа на сумму 300,0 тыс. рублей и 20,0 тыс. рублей соответственно.
10 должностных лиц, в отношении которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 3 административных наказания в виде штрафа на сумму 1,0 тыс. рублей, 10,0 тыс. рублей и 20,0 тыс. рублей соответственно.
1 индивидуальный предприниматель, в отношении которого вынесено административное наказание в виде предупреждения.
1 граждан, в отношении которого вынесено административное наказание в виде штрафа на сумму 3,0 тыс. рублей.
На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области в случае подтверждения факта нарушения природоохранного законодательства государственными инспекторами за 2 квартал к административной ответственности было привлечено:
1 юридическое лицо, в отношении которого вынесено административное наказание в виде предупреждения;
10 граждан, в отношении которых вынесено административные наказания в виде штрафа на общую сумму 25,5 тыс. рублей.
Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 10 предостережений, в том числе:
3 юридическим лицам;
4 индивидуальным предпринимателям;
3 гражданам.
Основные нарушения обязательных требований
в области охраны окружающей среды, которые выявлены в ходе рассмотрения обращений и административных материалов, поступивших из других правоохранительных и других органов
во 2 квартале 2020 года
№ п/п |
Наименование выявленного правонарушения в области охраны окружающей среды |
Ссылка на положение НПА, которое нарушено |
Кол-во, ед. |
Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение |
Привлечено к административной ответственности/ мера административного воздействия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения: за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией |
Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 |
6 |
ч.2 ст.7.3 КоАП РФ |
Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ, 1 ИП и 2 ДЛ, а также в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 20,0 тыс. руб. и в отношении 1 ЮЛ на сумму 300,0 тыс. руб. |
2 |
Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
|
Водный Кодекс Российской Федерации |
1 |
ст. 7.6 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 1,0 тыс. руб. |
3 |
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов |
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» |
14 |
ст. 8.1 КоАП РФ |
Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 7 ЮЛ и 6 ДЛ, а также в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ на сумму 20,0 тыс. руб. |
4 |
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления |
4 |
ч.1 ст.8.2 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 10,0 тыс. руб. |
5 |
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
2 |
ч.9 ст.8.2 КоАП РФ |
Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 2-х ЮЛ |
6 |
Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
2 |
ч.10 ст.8.2 КоАП РФ
|
Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ и 1 ДЛ |
7 |
Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
|
Водный Кодекс Российской Федерации |
1 |
ст. 8.12.1 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 3,0 тыс. руб. |
8 |
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
|
Водный Кодекс Российской Федерации |
1 |
ч.1ст. 8.13 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 0,5 тыс. руб. |
9 |
Нарушение правил эксплуатации газоочистных установок (ГОУ), либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры |
Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правила эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 № 498 |
1 |
ч.3 ст.8.21 КоАП РФ
|
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 1,0 тыс. руб. |
10 |
Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях |
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
|
5 |
ст. 8.39 КоАП РФ |
Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 5 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого |
11 |
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности |
Водный Кодекс Российской Федерации |
3 |
ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ |
Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 3 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого |
Учитывая необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, основным механизмом реализации полномочий в рамках государственного экологического надзора является организация и проведение рейдовых проверок и обследований объектов окружающей среды на территории области с предупреждением и пресечением экологических правонарушений.
Министерством во втором квартале 2020 года проведено 63 рейдовых осмотров и обследований территории Саратовской области, в том числе на водных объектах (17), участков недр местного значения (1), особо охраняемых природных территорий на предмет выявления нарушения требований природоохранного законодательства (4), в сфере обращения с отходами (41) с принятием исчерпывающих мер реагирования.
За 2 квартал 2020 года государственными инспекторами в ходе рейдовых мероприятий выявлено 105 несанкционированных свалок и стихийных мест размещения отходов на землях различных категорий общей площадью 12,2 га.
В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов РФ не наделены полномочиями по государственному земельному надзору, в связи с чем все материалы о выявленных нарушениях передаются для принятия мер в федеральные и муниципальные органы власти, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль и надзор.
В отношении мест захламления, образованных на землях общего пользования поселений, материалы обследования направляются в Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру для понуждения органов местного самоуправления исполнить полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов, а также организации регулярной очистки территории муниципальных образований, а также Региональному оператору по обращению с отходами.
В результате принятых мер общая площадь зачищенной от свалок территории с начала года составила 0,64 га, ликвидировано 36 несанкционированные свалки. При этом сумма предотвращенного экологического ущерба составила 973,75 тыс. рублей. Ликвидация оставшихся свалок находится в стадии исполнения.
Перечень стихийных свалок, |
||||||||||
|
расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 18.06.2020 г. |
|||||||||
№ |
Наименование муниципального |
Кол-во выявленных свалок, шт |
Занимаемая площадь свалок, м2 |
Объём отходов, |
Сумма накопленного ущерба, тыс.руб |
Отметка о ликвидации (зачистке) свалки |
|
|||
Кол-во, |
Площадь свалок, |
Объём отходов, |
Сумма предотвращённого ущерба, тыс.руб. |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
ВСЕГО |
164 |
135661 |
17406 |
21700,63 |
36 |
6462 |
779 |
973,75 |
|
1 |
Александрово-Гайский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
2 |
Аркадакский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
3 |
Аткарскский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
4 |
Б.Карабулакский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
5 |
Балаковский |
18 |
2530 |
287 |
358,75 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
6 |
Балашовский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
7 |
Балтайский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
8 |
Вольский |
18 |
6960 |
1871 |
2338,75 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
9 |
Воскресенский |
1 |
6000 |
600 |
750,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
10 |
Дергачевский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
11 |
Духовницкий |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
12 |
Екатериновский |
13 |
33813 |
1789 |
2180,00 |
1 |
21 |
6 |
8,00 |
|
13 |
Ершовский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
14 |
Ивантеевский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
15 |
Калининский |
1 |
9 |
3 |
3,75 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
16 |
Красноармейский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
17 |
Краснокутский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
18 |
Краснопартизанский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
19 |
Лысогорский |
7 |
90 |
63 |
78,75 |
6 |
84 |
59 |
73,75 |
|
20 |
Марксовский |
1 |
15000 |
100 |
125,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
21 |
Новобурасский |
6 |
822 |
180 |
225,00 |
2 |
52 |
25 |
31,25 |
|
22 |
Новоузенский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
23 |
Озинский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
24 |
Перелюбский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
25 |
Петровский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
26 |
Питерский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
27 |
Пугачевский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
28 |
Ровенский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
29 |
Романовский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
30 |
Ртищевский |
29 |
3140 |
813 |
1016,25 |
18 |
1573 |
473 |
591,25 |
|
31 |
Самойловский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
32 |
Саратовский |
21 |
30952 |
8901 |
11125,63 |
2 |
2134 |
37 |
45,75 |
|
33 |
Советский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
34 |
Татищевский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
35 |
Турковский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
36 |
Федоровский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
37 |
Хвалынский |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
38 |
Энгельсский |
3 |
43 |
11 |
13,75 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
39 |
г.Саратов |
46 |
36302 |
2788 |
3485,00 |
7 |
2598 |
179 |
223,75 |
|
40 |
ЗАТО Шиханы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
Для профилактики нарушений обязательных требований Министерством разработана «Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», которая утверждена Приказом от 13.12.2019 года №1008, согласована Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и размещена на сайте министерства.
Программой предусмотрено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе по созданию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области, посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров, конференций, обобщения административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений с размещением информации по данному вопросу на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», проведением разъяснительной работы в СМИ.
За 2 квартал 2020 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации, по вопросам соблюдения обязательных требований, было дано 2 интервью министра и 10 комментарий; вышел 1 сюжет на ТВ; размещено 20 публикаций в сети Интернет.