Информация об итогах заочных публичных обсуждений правоприменительной практики в части регионального государственного надзора за 3 квартал 2020 года

27.10.2020

Скачать в формате PDF

Обзор по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, который включает в себя следующие виды надзора:

-         государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

-         государственный надзор в области обращения с отходами;

-         государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

-         государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

-         государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в виде:

·        плановых проверок;

·        внеплановых проверок;

·        мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все плановые проверки, запланированные на 2020 год были исключены из плана проведения проверок. Согласно вышеназванного документа основанием для проведения внеплановых проверок являются:

-         факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-         назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-         проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

-          основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

-         назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

-         назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;

-          основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4_2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-          основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30_1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Государственными инспекторами за 3 квартал было рассмотрено 27 административных дел, в том числе поступивших из:

-       органов прокуратуры Саратовской области - 19;

-       ГУ МВД России по Аркадакскому, Базарно-Карабулакскому и Ровенскому районов Саратовской области -7.

По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:

6 юридических лиц, в отношении которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 2 административных наказания в виде штрафа на сумму 300,0 тыс. рублей и 20,0 тыс. рублей соответственно.

9 должностных лиц, в отношении которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 2 административных наказания в виде штрафа на сумму 10,0 тыс. рублей, и 30,0 тыс. рублей соответственно.

2 индивидуальных предпринимателя, в отношении которых вынесено административные наказания в виде предупреждения.

7 граждан, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 19,0 тыс. рублей.

На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области в случае подтверждения факта нарушения природоохранного законодательства государственными инспекторами за 3 квартал к административной ответственности было привлечено:

1 юридическое лицо, в отношении которого вынесено административное наказание в виде предупреждения;

17 граждан, в отношении которых вынесено административные наказания в виде штрафа на общую сумму 40,5 тыс. рублей.

Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 15 предостережений, в том числе:

1 индивидуальному предпринимателю;

14 гражданам.

Основные нарушения обязательных требований

в области охраны окружающей среды, которые выявлены в ходе рассмотрения обращений и административных материалов, поступивших из других правоохранительных и других органов

в 3 квартале 2020 года

№ п/п

Наименование выявленного правонарушения в области охраны окружающей среды

Ссылка на положение НПА, которое нарушено

Кол-во, ед.

Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение

Привлечено к административной ответственности/ мера административного воздействия

1

2

3

4

5

6

1

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1

2

ч.1 ст.7.3 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 2 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого

2

Несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения: за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1

1

ч.2 ст.7.3 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ

3

Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

Водный Кодекс Российской Федерации

3

ст. 7.6 КоАП РФ

Вынесено административное наказание на 1 ЮЛ в виде штрафа на сумму 50,0 тыс. руб. и в отношении 2 граждан на сумму 1,0 тыс. руб. на каждого.

4

Несоблюдение экологических требований при

осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2

ст. 8.1 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ и 1 ДЛ

5

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления

4

ч.1 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 10,0 тыс. руб. и Предупреждения в отношении 1 ЮЛ и 2 граждан

6

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

4

ч.9 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ, 2 ИП и 1 ДЛ

7

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

6

ч.10 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 2 ЮЛ, 2ИП и 2 ДЛ

8

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

1

ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 30,0 тыс. руб.

9

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Водный Кодекс Российской Федерации

1

ч.1ст. 8.13 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 0,5 тыс. руб.

10

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

Водный Кодекс Российской Федерации

2

ч.4 ст.8.13 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ на сумму 150,0 тыс. руб. и 1 гражданина на сумму 2,0 тыс. руб.

11

Нарушение правил водопользования при при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений

Водный Кодекс Российской Федерации

1

ч.2 ст.8.14 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 2,0 тыс. руб.

12

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

10

ст. 8.39 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 10 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого

13

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности

Водный Кодекс Российской Федерации

7

ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ

Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 7 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого

14

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2

Ст. 8.46

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ и 1 ДЛ

Учитывая необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, основным механизмом реализации полномочий в рамках государственного экологического надзора является организация и проведение рейдовых проверок и обследований объектов окружающей среды на территории области с предупреждением и пресечением экологических правонарушений.

Министерством в третьем квартале 2020 года проведено 73 рейдовых осмотров и обследований территории Саратовской области, в том числе на водных объектах (21), особо охраняемых природных территорий на предмет выявления нарушения требований природоохранного законодательства (18), в сфере обращения с отходами (34) с принятием исчерпывающих мер реагирования.

За 3 квартал 2020 года государственными инспекторами в ходе рейдовых мероприятий выявлена 51 несанкционированная свалка и стихийных мест размещения отходов на землях различных категорий общей площадью 8,45 га.

В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов РФ не наделены полномочиями по государственному земельному надзору, в связи с чем все материалы о выявленных нарушениях передаются для принятия мер в федеральные и муниципальные органы власти, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль и надзор.

В отношении мест захламления, образованных на землях общего пользования поселений, материалы обследования направляются в Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру для понуждения органов местного самоуправления исполнить полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов, а также организации регулярной очистки территории муниципальных образований, а также Региональному оператору по обращению с отходами.

     В результате принятых мер общая площадь зачищенной от свалок территории с начала года составила 6,9 га, ликвидировано 99 несанкционированных свалок. При этом сумма предотвращенного экологического ущерба составила 5775,05 тыс. рублей. Ликвидация оставшихся свалок находится в стадии исполнения.


Перечень стихийных свалок,


расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 01.10.2020 г.


п/п

Наименование муниципального
района

Кол-во выявленных свалок, шт

Занимаемая площадь свалок, м2

Объём отходов,
м3

Сумма накопленного ущерба, тыс.руб

Отметка о ликвидации (зачистке) свалки


Кол-во,
шт

Площадь свалок,
м2

Объём отходов,
м3

Сумма предотвращённого ущерба, тыс.руб.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



ВСЕГО

228

230819

41446

51750,88

99

69222

4620

5775,05


1

Александрово-Гайский

0

0

0

0

0

0

0

0,00


2

Аркадакский

5

1084

334

418

5

864

268

335,00


3

Аткарскский

0

0

0

0

0

0

0

0,00


4

Б.Карабулакский

1

1000

20

25,00

1

1000

20

25,00


5

Балаковский

18

2530

287

358,75

0

0

0

0,00


6

Балашовский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


7

Балтайский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


8

Вольский

32

17330

5376

6720,00

5

710

145

181,25


9

Воскресенский

1

6000

600

750,00

0

0

0

0,00


10

Дергачевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


11

Духовницкий

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


12

Екатериновский

16

35050

1915

2336,88

12

34347

1766

2208,00


13

Ершовский

1

70000

10000

12500,00

0

0

0

0,00


14

Ивантеевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


15

Калининский

1

9

3

3,75

0

0

0

0,00


16

Красноармейский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


17

Краснокутский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


18

Краснопартизанский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


19

Лысогорский

7

90

63

78,75

6

84

59

73,75


20

Марксовский

2

21500

9100

11375,00

0

0

0

0,00


21

Новобурасский

6

822

180

225,00

4

352

90

112,50


22

Новоузенский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


23

Озинский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


24

Перелюбский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


25

Петровский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


26

Питерский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


27

Пугачевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


28

Ровенский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


29

Романовский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


30

Ртищевский

53

5053

1432

1789,63

26

2185

653

816,25


31

Самойловский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


32

Саратовский

22

31452

9001

11250,63

5

2354

92

114,55


33

Советский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


34

Татищевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


35

Турковский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


36

Федоровский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


37

Хвалынский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


38

Энгельсский

3

43

11

13,75

0

0

0

0,00


39

г.Саратов

60

38856

3125

3906,25

35

27327

1527

1908,75


40

ЗАТО Шиханы

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00


Для профилактики нарушений обязательных требований Министерством разработана «Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», которая утверждена Приказом от 13.12.2019 года №1008, согласована Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и размещена на сайте министерства.

Программой предусмотрено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе по созданию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области, посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров, конференций, обобщения административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений с размещением информации по данному вопросу на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», проведением разъяснительной работы в СМИ.

Провели сход граждан домов №1,2 и 3 по ул. Лысая Гора и членов близ расположенных гаражных кооперативов. Даны разъяснения о недопустимости складирования твердых коммунальных отходов в неустановленном для этих целей месте, что привело к организации свалки ТКО на склоне горы в районе дома №3 и загрязнению (захламлению) особо охраняемой природной территории «Природный парк «Кумысная поляна». На информационных стендах и досках объявлений размещены информационные листовки, в которых разъясняется ответственность за указанные выше нарушения.

За 3 квартал 2020 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации, по вопросам соблюдения обязательных требований, было дано 16 комментарий; вышло 8 сюжетов на ТВ; размещено 40 публикаций в сети Интернет и 8 публикаций в печатных СМИ, осуществлено 5 пресс-выезда.

Возврат к списку

Поиск по сайту



задать вопрос 300.jpg