Обзор по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, который включает в себя следующие виды надзора:
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- государственный надзор в области обращения с животными на территории Саратовской области в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Саратовской области.
Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в виде:
· плановых проверок;
· внеплановых проверок;
· мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
· плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все плановые проверки, запланированные на 2020 год были исключены из плана проведения проверок.
Согласно вышеназванного документа основанием для проведения внеплановых проверок являются:
- факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
- основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4_2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30_1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Учитывая вышеуказанные основания, в 4 квартале 2020 года внеплановых проверок не проводилось.
Государственными инспекторами за 4 квартал было рассмотрено 62 административных дела, 25 из них поступили из органов прокуратуры Саратовской области.
По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:
15 юридических лиц, из которых 3 ЮЛ были привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 360,0 тыс. рублей, в отношении 12 ЮЛ вынесены административные наказания в виде предупреждения.
1 должностное лицо, в отношении которого вынесено административное наказание в виде штрафа на сумму 50,0 тыс. рублей.
31 индивидуальный предприниматель, из которых в отношении 21 ИП которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 10 ИП, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 250,0 тыс. рублей.
11 граждан, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 18,5 тыс. рублей.
В отношении 3 юридических лиц производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.
На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области по фактам нарушения природоохранного законодательства государственными инспекторами за 4 квартал к административной ответственности было привлечено:
5 юридических лиц, из которых в отношении 4 вынесено наказание в виде предупреждений и 1 административное наказание в виде штрафа на сумму 150,0 тыс. рублей;
11 граждан, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 18,5 тыс. рублей (в т. ч. 1 дело прекращено).
Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 9 представлений, в том числе:
1 юридическому лицу;
8 индивидуальным предпринимателям.
Информация об основных нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды и принятых по ним мерах приведены ниже в таблице.
Основные нарушения обязательных требований
в области охраны окружающей среды, которые выявлены в ходе рассмотрения обращений и административных материалов, поступивших из других правоохранительных и других органов
в 4 квартале 2020 года
№ п/п |
Наименование выявленного правонарушения в области охраны окружающей среды |
Ссылка на положение НПА, которое нарушено |
Кол-во, ед. |
Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение |
Привлечено к административной ответственности/ мера административного воздействия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения: за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией |
Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 |
9 |
ч.2 ст.7.3 КоАП РФ |
Вынесено 7 административных наказании в виде Предупреждений в отношении ЮЛ, в отношении 1 ИП в виде штрафа на 40,0 тыс. руб., 1 наказание в виде штрафа на 30,0 тыс. руб. в отношении 1 ЮЛ. |
2 |
Сокрытие или искажение экологической информации
|
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
|
1 |
ст. 8.5 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде Предупреждения на 1 ИП. |
3 |
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов |
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» |
1 |
ст. 8.1 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде Предупреждения в отношении 1 ИП. |
4 |
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления |
7 |
ч.1 ст.8.2 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ, 1 ИП в виде Предупреждения, 4 граждан на сумму 4,0 тыс. руб. и 1 ЮЛ на сумму 30,0 тыс. руб. |
5 |
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
8 |
ч.9 ст.8.2 КоАП РФ |
Вынесено 8 административных наказаний в виде Предупреждения в отношении 6 ИП и 2 ЮЛ. |
6 |
Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
11 |
ч.10 ст.8.2 КоАП РФ
|
Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 11 ИП. |
7 |
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства |
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
5 |
ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 4 ИП и 1 ЮЛ на общую сумму 425,0 тыс. руб. (Штраф на ДЛ от 30.09.20 г. по решению суда от 03.12.20г. заменен с 30.0 тыс руб. на предупреждение. Штраф от 06.10.20г. с 50,0 тыс. руб заменен на сумму 25,0 тыс. руб. по решению суда от 04.12.2020г.) |
8 |
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
|
Водный Кодекс Российской Федерации |
2 |
ч.1ст. 8.13 КоАП РФ |
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 2 ЮЛ на общую сумму 70,0 тыс. руб. |
9 |
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
|
Водный Кодекс Российской Федерации |
3 |
ч.4 ст.8.13 КоАП РФ
|
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ и 2 граждан на общую сумму 153,0 тыс. руб. |
10 |
Нарушение правил водопользования при при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений |
Водный Кодекс Российской Федерации |
1 |
ч.2 ст.8.14 КоАП РФ
|
Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ на сумму 80,0 тыс. руб. |
11 |
Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях |
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
|
1 |
ст. 8.39 КоАП РФ |
Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 1 граждан в сумме 3,0 тыс. руб. |
12 |
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности
|
Водный Кодекс Российской Федерации |
9 |
ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ |
Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 5 ИП и 3 граждан на общую сумму 49,0 тыс. руб., 1 дело в отношении гражданина прекращено. |
13 |
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
|
3 |
Ст. 8.46 |
Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 3 ИП. |
14 |
Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
|
1 |
Ст.7.20 |
Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 1 гражданина на 1,0 тыс. руб. |
Учитывая необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, основным механизмом реализации полномочий в рамках государственного экологического надзора является организация и проведение рейдовых проверок и обследований объектов окружающей среды на территории области с предупреждением и пресечением экологических правонарушений.
Министерством в четвертом квартале 2020 года проведено 54 рейдовых осмотра и обследований территории Саратовской области, в том числе на водных объектах (7), особо охраняемых природных территорий на предмет выявления нарушения требований природоохранного законодательства (4), в сфере обращения с отходами (42), участков недр местного значения (1) с принятием исчерпывающих мер реагирования.
За 4 квартал 2020 года государственными инспекторами в ходе рейдовых мероприятий выявлена 31 несанкционированная свалка и стихийные места размещения отходов на землях различных категорий общей площадью 1,35 га.
В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов РФ не наделены полномочиями по государственному земельному надзору, в связи с чем все материалы о выявленных нарушениях передаются для принятия мер в федеральные и муниципальные органы власти, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль и надзор.
В отношении мест захламления, образованных на землях общего пользования поселений, материалы обследования направляются в Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру для понуждения органов местного самоуправления исполнить полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов, а также организации регулярной очистки территории муниципальных образований, а также Региональному оператору по обращению с отходами.
В результате принятых мер общая площадь зачищенной от свалок территории с начала года составила 8,05 га, ликвидировано 143 несанкционированных свалок. При этом сумма предотвращенного экологического ущерба составила 7802,18 тыс. рублей. Ликвидация оставшихся свалок находится в стадии исполнения.
Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений.
Для профилактики нарушений обязательных требований Министерством разработана «Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», которая утверждена Приказом от 13.12.2019 года №1008, согласована Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и размещена на сайте министерства.
Программой предусмотрено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе по созданию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области, посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров, конференций, обобщения административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений с размещением информации по данному вопросу на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», проведением разъяснительной работы в СМИ.
Так, Министерством направлена информация главам муниципальных районов и городских округов о необходимости утилизации резино-технических изделий (отработанные легковые и грузовые автопокрышки), которые ежегодно образуются на территории Саратовской области в количестве около 400 тонн/год (согласно статистической отчетности 2-ТП отходы).
Министерством в ходе контрольно-надзорных мероприятий продолжается практика распространения среди населения области и хозяйствующих субъектов разработанных ранее иллюстрированных памяток по основам раздельного накопления отходов; о запрещении любой деятельности на территории природного парка «Кумысная поляна», влекущей за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение и уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств парка; о правилах обращения с отходами производства и потребления от осветительных устройств – люминесцентных ламп; о мерах воздействия за наиболее распространенные нарушения водоохранного законодательства, брошюра и информационный лист по вопросу оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО Региональным оператором (памятки размещены на официальном сайте Министерства).
За 4 квартал 2020 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам соблюдения обязательных требований было дано 8 комментариев; вышло 6 сюжетов на ТВ и дано интервью министром на телевидении каналу «Саратов-24»; размещено 50 публикаций в сети Интернет и 6 публикаций в печатных СМИ, проведено 4 пресс-выезда и проведена 1 онлайн-конференция. Данная информация регулярно публикуется в официальных аккаунтах ведомства в соцсетях.
Результаты обобщения практики осуществления регионального государственного экологического надзора, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства размещаются в разделе «Реформа контрольно - надзорной деятельности» и на новостной ленте сайта Министерства.
Создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.