Информация об итогах заочных публичных обсуждений правоприменительной практики в части регионального государственного надзора за 4 квартал 2020 года

25.12.2020

Скачать в формате PDF


Обзор по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, который включает в себя следующие виды надзора:

-         государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

-         государственный надзор в области обращения с отходами;

-         государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

-         государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

-         государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

-         государственный надзор в области обращения с животными на территории Саратовской области в части соблюдения требований к   содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Саратовской области.

Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в виде:

·        плановых проверок;

·        внеплановых проверок;

·        мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все плановые проверки, запланированные на 2020 год были исключены из плана проведения проверок.

Согласно вышеназванного документа основанием для проведения внеплановых проверок являются:

-         факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-         назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-         проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

-         основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

-         назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

-         назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;

-         основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4_2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-         основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30_1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

     Учитывая вышеуказанные основания, в 4 квартале 2020 года внеплановых проверок не проводилось.

Государственными инспекторами за 4 квартал было рассмотрено 62 административных дела, 25 из них поступили из органов прокуратуры Саратовской области.

По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:

15 юридических лиц, из которых 3 ЮЛ были привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 360,0 тыс. рублей, в отношении 12 ЮЛ вынесены административные наказания в виде предупреждения.

1 должностное лицо, в отношении которого вынесено административное наказание в виде штрафа на сумму 50,0 тыс. рублей.

31 индивидуальный предприниматель, из которых в отношении 21 ИП которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 10 ИП, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 250,0 тыс. рублей.

11 граждан, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 18,5 тыс. рублей.

В отношении 3 юридических лиц производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.

На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области по фактам нарушения природоохранного законодательства государственными инспекторами за 4 квартал к административной ответственности было привлечено:

5 юридических лиц, из которых в отношении 4 вынесено наказание в виде предупреждений и 1 административное наказание в виде штрафа на сумму 150,0 тыс. рублей;

11 граждан, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 18,5 тыс. рублей (в т. ч. 1 дело прекращено).

Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 9 представлений, в том числе:

1 юридическому лицу;

8 индивидуальным предпринимателям.

Информация об основных нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды и принятых по ним мерах приведены ниже в таблице.

Основные нарушения обязательных требований

в области охраны окружающей среды, которые выявлены в ходе рассмотрения обращений и административных материалов, поступивших из других правоохранительных и других органов

в 4 квартале 2020 года

№ п/п

Наименование выявленного правонарушения в области охраны окружающей среды

Ссылка на положение НПА, которое нарушено

Кол-во, ед.

Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение

Привлечено к административной ответственности/ мера административного воздействия

1

2

3

4

5

6

1

Несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения: за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1

9

ч.2 ст.7.3 КоАП РФ

Вынесено 7 административных наказании в виде Предупреждений в отношении ЮЛ, в отношении 1 ИП в виде штрафа на 40,0 тыс. руб., 1 наказание в виде штрафа на 30,0 тыс. руб. в отношении 1 ЮЛ.

2

Сокрытие или искажение экологической информации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1

ст. 8.5 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде Предупреждения на 1 ИП.

3

Несоблюдение экологических требований при

осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

1

ст. 8.1 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде Предупреждения в отношении 1 ИП.

4

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления

7

ч.1 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ, 1 ИП в виде Предупреждения, 4 граждан на сумму 4,0 тыс. руб. и 1 ЮЛ на сумму 30,0 тыс. руб.

5

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

8

ч.9 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесено 8 административных наказаний в виде Предупреждения в отношении 6 ИП и 2 ЮЛ.

6

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

11

ч.10 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 11 ИП.

7

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

5

ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 4 ИП и 1 ЮЛ на общую сумму 425,0 тыс. руб.                 (Штраф на ДЛ от 30.09.20 г. по решению суда от 03.12.20г. заменен с 30.0 тыс руб. на предупреждение.             Штраф от 06.10.20г. с 50,0 тыс. руб заменен на сумму 25,0 тыс. руб. по решению суда от 04.12.2020г.)

8

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Водный Кодекс Российской Федерации

2

ч.1ст. 8.13 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 2 ЮЛ на общую сумму 70,0 тыс. руб.

9

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

Водный Кодекс Российской Федерации

3

ч.4 ст.8.13 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ и 2 граждан на общую сумму 153,0 тыс. руб.

10

Нарушение правил водопользования при при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений

Водный Кодекс Российской Федерации

1

ч.2 ст.8.14 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ на сумму 80,0 тыс. руб.

11

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

1

ст. 8.39 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 1 граждан в сумме 3,0 тыс. руб.

12

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности

Водный Кодекс Российской Федерации

9

ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ

Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 5 ИП и 3 граждан на общую сумму 49,0 тыс. руб., 1 дело в отношении    гражданина прекращено.

13

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

3

Ст. 8.46

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 3 ИП.

14

Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1

Ст.7.20

Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 1 гражданина на 1,0 тыс. руб.

Учитывая необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, основным механизмом реализации полномочий в рамках государственного экологического надзора является организация и проведение рейдовых проверок и обследований объектов окружающей среды на территории области с предупреждением и пресечением экологических правонарушений.

Министерством в четвертом квартале 2020 года проведено 54 рейдовых осмотра и обследований территории Саратовской области, в том числе на водных объектах (7), особо охраняемых природных территорий на предмет выявления нарушения требований природоохранного законодательства (4), в сфере обращения с отходами (42), участков недр местного значения (1) с принятием исчерпывающих мер реагирования.

За 4 квартал 2020 года государственными инспекторами в ходе рейдовых мероприятий выявлена 31 несанкционированная свалка и стихийные места размещения отходов на землях различных категорий общей площадью 1,35 га.

В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов РФ не наделены полномочиями по государственному земельному надзору, в связи с чем все материалы о выявленных нарушениях передаются для принятия мер в федеральные и муниципальные органы власти, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль и надзор.

В отношении мест захламления, образованных на землях общего пользования поселений, материалы обследования направляются в Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру для понуждения органов местного самоуправления исполнить полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов, а также организации регулярной очистки территории муниципальных образований, а также Региональному оператору по обращению с отходами.

     В результате принятых мер общая площадь зачищенной от свалок территории с начала года составила 8,05 га, ликвидировано 143 несанкционированных свалок. При этом сумма предотвращенного экологического ущерба составила 7802,18 тыс. рублей. Ликвидация оставшихся свалок находится в стадии исполнения.

Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений.

Для профилактики нарушений обязательных требований Министерством разработана «Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», которая утверждена Приказом от 13.12.2019 года №1008, согласована Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и размещена на сайте министерства.

Программой предусмотрено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе по созданию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области, посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров, конференций, обобщения административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений с размещением информации по данному вопросу на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», проведением разъяснительной работы в СМИ.

    Так, Министерством направлена информация главам муниципальных районов и городских округов о необходимости утилизации резино-технических изделий (отработанные легковые и грузовые автопокрышки), которые ежегодно образуются на территории Саратовской области в количестве около 400 тонн/год (согласно статистической отчетности 2-ТП отходы).

Министерством в ходе контрольно-надзорных мероприятий продолжается практика распространения среди населения области и хозяйствующих субъектов разработанных ранее иллюстрированных памяток по основам раздельного накопления отходов; о запрещении любой деятельности на территории природного парка «Кумысная поляна», влекущей за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение и уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств парка; о правилах обращения с отходами производства и потребления от осветительных устройств – люминесцентных ламп; о мерах воздействия за наиболее распространенные нарушения водоохранного законодательства, брошюра и информационный лист по вопросу оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО Региональным оператором (памятки размещены на официальном сайте Министерства).

За 4 квартал 2020 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам соблюдения обязательных требований было дано 8 комментариев; вышло 6 сюжетов на ТВ и дано интервью министром на телевидении каналу «Саратов-24»; размещено 50 публикаций в сети Интернет и 6 публикаций в печатных СМИ, проведено 4 пресс-выезда и проведена 1 онлайн-конференция. Данная информация регулярно публикуется в официальных аккаунтах ведомства в соцсетях.

Результаты обобщения практики осуществления регионального государственного экологического надзора, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства размещаются в разделе «Реформа контрольно - надзорной деятельности» и на новостной ленте сайта Министерства.

Создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.


Возврат к списку

Поиск по сайту



задать вопрос 300.jpg