Информация об итогах заочных публичных обсуждений правоприменительной практики в части регионального государственного надзора за 1 квартал 2021 года

30.03.2021

Скачать в формате PDF

Обзор по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, который включает в себя следующие виды надзора:

-         государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

-         государственный надзор в области обращения с отходами;

-         государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

-         государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

-         государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

-         государственный надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему канализации;

-         государственный надзор в области обращения с животными на территории Саратовской области в части соблюдения требований к   содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Саратовской области.

Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в виде:

·        плановых проверок;

·        внеплановых проверок;

·        мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

·        плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов).

При формировании ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год было запланировано проведение 25 проверок, но с выходом Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 г. №1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на 2021 год было утверждено только 6 плановых проверок, срок проведения которых приходится на 2 и 3 квартал 2021 года.

За 1 квартал 2021 года проведено 4 внеплановые проверки по проверке выполнения ранее выданных предписаний.

Государственными инспекторами за 1 квартал было рассмотрено 32 административных дела, 11 из них поступили из органов прокуратуры Саратовской области.

По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:

7 юридических лиц, из которых 2 ЮЛ были привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 500,0 тыс. рублей, в отношении 5 ЮЛ вынесены административные наказания в виде предупреждения.

8 должностных лиц, из которых 2 ДЛ привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 53,1 тыс. рублей, в отношении 6 ДЛ вынесены административные наказания в виде предупреждения.

9 индивидуальных предпринимателей, из которых в отношении 5 ИП которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 4 ИП, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 140,0 тыс. рублей.

8 граждан, в отношении которых вынесены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 9,5 тыс. рублей.

Составлено 8 протоколов против порядка управления, которые направлены мировым судьям для рассмотрения и наложения административного наказания.

Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 7 представлений, в том числе:

5 юридическим лицам;

2 индивидуальным предпринимателям.

Информация об основных нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды и принятых по ним мерах приведены ниже в таблице.

Основные нарушения обязательных требований

в области охраны окружающей среды, которые выявлены в ходе рассмотрения обращений и административных материалов, поступивших из других правоохранительных и других органов

в 1 квартале 2021 года

№ п/п

Наименование выявленного правонарушения в области охраны окружающей среды

Ссылка на положение НПА, которое нарушено

Кол-во, ед.

Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение

Привлечено к административной ответственности/ мера административного воздействия

1

2

3

4

5

6

1

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1

1

ч.1 ст.7.3 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении ДЛ на сумму 30,0 тыс. руб.

2

Несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения: за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1

6

ч.2 ст.7.3 КоАП РФ

Вынесено 6 административных наказании в виде предупреждений, в том числе в: отношении 1ЮЛ, отношении 1 ИП, и в отношении 4ДЛ.

3

Сокрытие или искажение экологической информации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2

ст. 8.5 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде Предупреждения на 1 ЮЛ и на 1 ДЛ.

4

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления

6

ч.1 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 2 ИП на общую сумму 60,0 тыс. руб. и 4 в виде предупреждения на граждан

5

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

3

ч.4 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде штрафов в отношении 1 ЮЛ и 2 ИП на общую сумму 380,0 тыс. руб.

6

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

4

ч.9 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесено 4 административных наказаний в виде предупреждения в отношении 3 ИП и 1 ЮЛ.

7

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

4

ч.10 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде предупреждения в отношении 2 ЮЛ ,1 ИП и 1 ДЛ.

8

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Водный Кодекс Российской Федерации

2

ч.1ст. 8.13 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 2 граждан на общую сумму 1,5 тыс. руб.

9

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

2

ст. 8.39 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 1 ДЛ и 1 граждан на общую сумму 18,0 тыс. руб.

10

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности

Водный Кодекс Российской Федерации

2

ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ

Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 1ЮЛ и 1 ДЛ на общую сумму 208,1 тыс. руб.

11

Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1

Ст.7.20

Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 1 гражданина на 1,0 тыс. руб.

Одной из форм ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства является имущественная ответственность с определением размера вреда, причиненного окружающей среде и его компенсацией виновным лицом.

По факту самовольного (незаконного) перекрытия (ИП Макаров Н.В.)   поверхности почв отходами (ломом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий) в г. Саратове был установлен размер вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды и направлена претензия о его возмещении. Размер ущерба, причиненный почвам, составил 557,7 тыс. рублей. Срок добровольного возмещения 01 июня 2021 года.

Учитывая необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, основным механизмом реализации полномочий в рамках государственного экологического надзора является организация и проведение рейдовых проверок и обследований объектов окружающей среды на территории области с предупреждением и пресечением экологических правонарушений.

Министерством в первом квартале 2021 года проведено 42 рейдовых осмотра и обследований территории Саратовской области, в том числе на водных объектах (4), в сфере обращения с отходами (38) с принятием исчерпывающих мер реагирования.

За 1 квартал 2021 года государственными инспекторами в ходе рейдовых мероприятий выявлены 44 несанкционированные свалки и стихийные места размещения отходов на землях различных категорий общей площадью 0,68 га.

В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов РФ не наделены полномочиями по государственному земельному надзору, в связи с чем все материалы о выявленных нарушениях передаются для принятия мер в федеральные и муниципальные органы власти, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль и надзор.

В отношении мест захламления, образованных на землях общего пользования поселений, материалы обследования направляются в органы местного самоуправления для организации регулярной очистки территории муниципальных образований,   Региональному оператору по обращению с отходами, а также в Управление Роспотребнадзора в соответствии с требованиями СаН ПиНа 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г.

В результате принятых мер общая площадь зачищенной от свалок территории по состоянию на 20 марта 2021 года составила 0,031 га, ликвидировано 23 несанкционированных свалок. При этом сумма предотвращенного экологического ущерба составила 183,13 тыс. рублей. Ликвидация оставшихся свалок находится в стадии исполнения.

Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением и пропаганда правил по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений.

За 1 квартал 2021 года с выездом на место было рассмотрено 60 жалоб в т.ч. по вопросу охраны водных ресурсов - 8, по вопросу обращения с отходами производства и потребления - 17, по вопросу охраны атмосферного воздуха -9, по вопросу деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО - 18, по вопросам отнесенным к компетенции органов местного самоуправления (снос зеленых насаждений) – 3, по вопросам относящимся к компетенции других органов власти -5.

При рассмотрении жалоб трижды привлекалась экоаналитическая лаборатория для отбора проб природных и сточных вод.

Все жалобы рассмотрены, заявителям даны разъяснения.

Для профилактики нарушений обязательных требований Министерством разработана «Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», которая утверждена Приказом от 13.12.2019 года №1008, согласована Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и размещена на сайте министерства.

Программой предусмотрено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе по созданию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области, посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров, конференций, обобщения административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений с размещением информации по данному вопросу на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», проведением разъяснительной работы в СМИ.

Министерством в первом квартале 2021 года выдано 7 предостережений, в том числе на 3 ЮЛ и 4 граждан.

Предостережения о недопустимости нарушений:

3 - о недопустимости сжигания отходов без специальных установок;

3 - о недопустимости сброса сточных вод в водный объект;

1-     о недопустимости захламления прилегающей территории твердыми коммунальными отходами.

В целях актуального и объективного информирования граждан тематической профилактической информации посредством прямого общения с представителями региональной прессы было проведено 3 пресс-выезда, брифинг и интервью министра, оперативно дано 6 комментариев. За отчетный период в СМИ было опубликовано более 30 информационных сообщений, вышло 3 сюжета в эфире телеканалов.

На сайте министерства было размещено 14 пресс-релизов и тематических сообщений информационного и пропагандистского характера. В официальных группах министерства в социальных сетях опубликовано порядка 80 постов.

Кроме того, в рабочем режиме автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа «Медиалогия» в программе «Инцидент» ведется постоянная информационно-разъяснительная работа с жителями области по данному направлению. В общей сложности за отчетный период в программе рассмотрено 18 инцидентов.

Министерством в ходе контрольно-надзорных мероприятий продолжается практика распространения среди населения области и хозяйствующих субъектов разработанных ранее иллюстрированных памяток по основам раздельного накопления отходов; о запрещении любой деятельности на территории природного парка «Кумысная поляна», влекущей за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение и уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств парка; о правилах обращения с отходами производства и потребления от осветительных устройств – люминесцентных ламп; о мерах воздействия за наиболее распространенные нарушения водоохранного законодательства, брошюра и информационный лист по вопросу оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО Региональным оператором (памятки размещены на официальном сайте Министерства).

Результаты обобщения практики осуществления регионального государственного экологического надзора, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства размещаются в разделе «Реформа контрольно - надзорной деятельности» и на новостной ленте сайта Министерства.

Создан и функционирует раздел «интернет обращений» для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.

По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.

Новые требования в области обращения с отходами с 1 января 2021 года.

1.     Изменения порядка учета в области обращения с отходами

С 1 января вступил в силу Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. №1028.

Порядком установлены:

-         требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;

-         новые формы таблиц учета отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе.

В случае ведения учета в электронном виде обобщенные данные учета по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.

2.     Изменения порядка разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

С 1 января 2021 года вступают в силу новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждены приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. №1021.

Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР), в котором обосновывается деятельность по образованию и обращению с отходами I – V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категорий (в случае предусмотренном пунктом 12. Статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Норматив образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается для каждого объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I и II категорий.

3.     Изменения порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности

С 1 января 2021 года введен в действие Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. №1027.

Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Росприроднадзора документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.


Возврат к списку

Поиск по сайту



задать вопрос 300.jpg