Вопрос министру
На каких правах допускается использование лесных участков?
Лесные участки, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории Саратовской области, предоставляются на основании:
1) решения министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Порядок предоставления зависит от вида использования лесов.
Какие сроки подачи лесной декларации?
Лесная декларация подается лицом, использующим лесной участок, не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования.
Лесная декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены
- в постоянное (бессрочное) пользование
- в аренду,
либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании
- сервитута
- публичного сервитута.
Лесная декларация подается только после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В соответствии с приказом Минприроды России от 29 апреля 2021 года № 303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронном виде» лесная декларация и приложения к ней в форме электронного документа формируются в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Документ в электронной форме, подписанный руководителем юридического лица, гражданином либо иным уполномоченным лицом простой электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи, или усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством, и направляется через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области.
На сегодняшний день имеется возможность подачи лесной декларации с помощью федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) (https://fgislk.gov.ru).
Какие деревья можно считать валежником?
Для правильного отнесения того или иного дерева (или его части) к валежнику, необходимо совмещение в себе следующих критериев:
1) дерево или его часть лежит на поверхности земли;
2) дерево имеет признаки естественного отмирания (является мертвым), к признакам естественного отмирания деревьев следует относить отсутствие на ветвях и вершине хвои и листвы, прекращение сокодвижения, частичное или полное отслоение коры от ствола дерева, изменение цвета древесины (древесина темнеет, приобретает серый, темно-коричневый цвет), наличие на древесине стволовой гнили, дупла, трутовых грибов, плесени, мха, присутствие следов заселения стволовыми вредителями (короед, лубоед, усач).;
3) деревья или их части не расположены в месте проведения лесосечных работ, на них отсутствуют признаки спиливания, срезания или срубания.
Валежник, находящийся на лесосеках и лесных складах, является собственностью лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений. Присвоение такой древесины может быть квалифицировано как хищение чужого имущества.
Несмотря на то, что законодательно не регламентируются места сбора валежника, министерство рекомендует обращаться в лесничества области для уточнения таковых. Специалисты лесного хозяйства владеют информацией о том, где валежника много и где его необходимо собирать с целью улучшения санитарной и пожарной безопасности лесов.
Можно ли ходить в лес в период особого противопожарного режима?
На период особого противопожарного режима на землях лесного фонда при отсутствии ограничения доступа граждан в лес (который вводится при 4 и 5 классе пожарной опасности), разрешено посещение лесов в пешем порядке, а также на транспортном средстве по дорогам общего пользования.
Расскажите о порядке предоставления отчетов по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 23.03.2015 года № 129 «Об установлении Порядка представления отчета об охране и защите лесов и его формы» отчет представляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 25.12.2014 года № 573 «Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» в случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет об использовании лесов представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным. При использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.
На основании пункта 2 Приказа Минприроды России от 20.01.2015 года № 28 «Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы» отчет представляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
На основании вышеизложенного арендатор, не осуществляющий рубку лесных насаждений и не планирующий мероприятия по лесовосстановлению и лесовоспроизводству, отчет предоставляет ежегодно.
Каковы особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий?
В соответствии со статьей 11 Федеральный закон от 21.12.2004 года
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения границы населенного пункта;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Какие документы необходимы для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности?
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса;
2) проектной документации лесных участков.
Как получить утвержденную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории?
Заинтересованное лицо подает заявление в свободной форме на имя министра природных ресурсов и экологии Саратовской области об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить, обязательно прикладывая указанные схемы. Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ поданное заявление рассматривается в течение месяца. В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схемы расположения земельного участка утверждаются решением исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками (министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области).
Как получить выписку из государственного лесного реестра (ГЛР)?
Для получения подробной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, заинтересованному лицу необходимо подать заявление на предоставление выписки из государственного лесного реестра.
Бланк заявления можно получить в отделе государственного лесного реестра в кабинете 802 или на сайте министерства
www.minforest.saratov.gov.ru.
Заявление можно подать: через сайт «Госуслуги» (для зарегистрированных лиц), через МФЦ, лично, почтовой связью.
За предоставление выписки из государственного лесного реестра взимается плата в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 138, размер платы составляет 50 рублей за 1 лист формата A4 (при двухсторонней печати стоимость удваивается).
Закреплено ли право граждан на получение древесины для собственных нужд на территории Саратовской области?
В Саратовской области принят закон «Об использовании лесов гражданами для собственных нужд» от 28 июня 2007 года № 119-ЗСО, устанавливающий порядок и нормативы заготовки древесины, для собственных нужд граждан.
Заготовка древесины гражданами для собственных нужд установлена в пределах следующих нормативов:
- для строительства жилого дома и надворных построек - до 60 куб.м деловой древесины один раз в 50 лет;
- для ремонта жилого дома и надворных построек - до 24 куб.м деловой древесины один раз в 15 лет;
- для отопления жилых и бытовых помещений с печным отоплением - до 15 куб.м дровяной древесины ежегодно.
Стоимость 1 куб. м древесины зависит от: породы, сортиментности (крупная, средняя, мелкая), вида (деловая, дровяная).
Как производится заготовка древесины гражданином для собственных нужд?
В целях реализации закона министерством с гражданами заключаются договоры купли-продажи лесных насаждений. Заготовка древесины производится гражданами самостоятельно под контролем специалистов лесного хозяйства, в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств, условиями договора купли-продажи лесных насаждений. В первоочередном порядке рассматривается вопрос разработки горельников в целях последующего лесовосстановления на этих площадях.
Для каких целей можно оформить лесные земли в собственность?
Земли лесного фонда ограничены в обороте и поэтому в собственность не оформляются. Земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации.
Земли лесного фонда оформляются для юридических и физических лиц (ИП) в аренду только для тех целей, которые определены Лесным кодексом Российской Федерации, их 15 разрешенных на территории Саратовской области, такие как:
- заготовка древесины;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- ведение сельского хозяйства;
- осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства;
- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- осуществление рекреационной деятельности;
- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
- создание лесных питомников и их эксплуатация;
- осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
- осуществление изыскательской деятельности;
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
- осуществление религиозной деятельности.
Можно ли оформить лесные земли для дачного строительства?
Для индивидуального строительства, дачно-коттеджного, гаражного строительства запрещено предоставление лесных участков.
Разрешены виды использования для организации отдыха, для ведения сельского хозяйства (пчеловодство и сенокошение), для строительства и эксплуатации линейных объектов и т.д.
Могут ли арендаторы лесных участков препятствовать доступу граждан на лесные участки, а также препятствовать осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов?
В соответствии с ч.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов.
При каких условиях можно осуществлять рубку деревьев, в том числе кустарников, находящихся в лесу без разрешения и какая ответственность грозит за несоблюдение установленных правил?
На данные действия должны быть выданы разрешительные документы. Несоблюдение данных правил, т.е. незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, а так же уголовную ответственность.
Как правильно разводить костер в лесу, исключая риск возгорания леса?
При наступлении пожароопасного сезона (весенне-летне-осенний период) запрещается не только разведение костров, но и вводится запрет на посещение лесов.
В пожаробезопасный период разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра.
После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
Какая ответственность установлена для граждан за размещение ульев и пасек, а также сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса?
Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
От чего зависит ширина водоохранной зоны реки?
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:
1) до десяти километров - в размере 50 метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере 100 метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере 200 метров.
На какой срок можно предоставить водный объект в пользование на основании договора водопользования?
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.
Какие документы необходимо предоставить для получения разрешения для забора воды на орошение, как долго это по времени и сколько это стоит?
С перечнем документов необходимых для получения решения о предоставлении в пользование водного объекта с целью забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения можно ознакомиться в приказе министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 763 от 14 сентября 2011 года. Там же описана вся процедура оформления и выдачи решения о предоставлении водного объекта в пользование. Приказом предусмотрен срок оформления решения 30 календарных дней. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Часто ли горят леса? Какая площадь лесов пройдена пожарами в 2016 году?
По состоянию на 10 августа 2016 года на землях лесного фонда произошло 2 пожара на общей площади 1 га, что намного меньше аналогичного периода прошлого года (38 лесных пожаров на площади 266,8 га). При этом не учитывается, сколько раз в этом году подведомственные лесохозяйственные учреждения выезжали тушить пожары на сопредельных территориях для недопущения их в лесные массивы (по всей области более сотни случаев). Выжигание травы и стерни – это бесполезное, затратное и незаконное мероприятие, которое приводит к массовым природным пожарам.
Какие организации осуществляют тушение лесных пожаров на территории области, нужна ли для этого лицензия?
Пожарная безопасность на землях лесного фонда в Саратовской области обеспечивается силами и средствами 23 подведомственных министерству лесохозяйственных учреждений. Лицензирование на тушение лесных пожаров отменено Рослесхозом в 2014 году.
Сколько лесов сажается ежегодно в Саратовской области?
Сколько леса посажено в этом году?
Ежегодно на землях лесного фонда области проводятся лесовосстановительные работы на площади 2000 га, в том числе искусственное лесовосстановление на площади 1200 га.
Весной 2016 года в лесном фонде области созданы лесные культуры на площади 1090 гектар. Всего на лесокультурной площади высажено более 5 миллионов штук сеянцев сосны, дуба и ясеня. Лесокультурные работы проводятся в весенний и осенний периоды.
Какой посадочный материал выращивают в лесных питомниках области?
В лесных питомниках области выращивают сеянцы сосны обыкновенной, дуба черешчатого и ясеня зеленого. Это те породы, которые используются при работах по посадке леса. В 2015 году министерство приступило к реализации работ по расширению видов древесно-кустарниковых пород. Осенью 2015 года были посеяны каштан, черёмуха, жимолость, рябина обыкновенная и черноплодная, ирга, кизильник, липа, клен, облепиха, боярышник обыкновенный и Арнольда, вишня, ясень, сирень, спирея, катальпа, бузина и др. В настоящее время лесничествами и лесхозами области ведется сбор семян древесно-кустарниковых пород, которые осенью этого года будут посеяны в Новобурасском лесном питомнике. Породный состав увеличится на 18 видов. В том числе будут выращиваться древесно-кустарниковые породы, которые активно используются для озеленения населенных пунктов.
Кто объедает молодые сосны по весне? Есть ли угроза насаждениям? Что Вами предпринимается в этом направлении?
В 2016 году практически по всей области наблюдалось объедание хвойных насаждений рыжим сосновым пилильщиком. Сейчас специалистами Рослесозащиты и лесничеств области проводятся детальные лесопатологические обследования этих насаждений, и в случае, если ожидаемое объедание на весну 2017 года составит более 50%, будут составлены «Обоснования проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов». Указанные обоснования направляются в Рослесхоз, а после их утверждения, на весну 2017 года могут быть запланированы мероприятия по защите лесов.
Есть ли угроза окружающей среде от рубок леса в Саратовской области?
В лесах Саратовской области проводятся только рубки ухода за лесом и санитарные рубки. При данных рубках из насаждения удаляются либо нежелательные деревья (не отвечающие хозяйственным целям и отрицательно влияющие на рост и состояние лучших и вспомогательных деревьев), либо погибшие и поврежденные деревья. Рубки проводят подведомственные лесохозяйственные учреждения (лесхозы), у них Вы можете приобрести дрова и пиломатериалы.
Что нельзя делать в лесу во время введенного ограничения пребывания граждан в лесах?
В целях обеспечения пожарной безопасности министерством может быть введено ограничение пребывания граждан в лесах на территории земель лесного фонда. В такой период категорически запрещается на территории земель лесного фонда и территориях, примыкающих к нему, разведение костров, сжигание мусора, стерни, пожнивных и порубочных остатков и проведение всех видов пожароопасных работ. Ограничиваются проведение культурно-массовых мероприятий в лесах, проезд транспортных средств в лесные массивы, кроме проезда по дорогам общего пользования и проезда для обеспечения охраны лесов; пребывание граждан в лесах, за исключением граждан, трудовая деятельность которых связана с пребыванием в лесу.
В последнее время на территории города Саратова участились случаи вырубки деревьев. Разъясните, пожалуйста, законно ли это и куда можно обратиться по вопросу сохранности зеленых насаждений в городе Саратове?
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа относятся к ведению органов местного самоуправления.
По информации администрации муниципального образования «Город Саратов», значительная часть зеленых насаждений города достигла стадии физиологического старения, почти перестали давать ежегодный прирост, потеряли декоративность, имеют усыхание вершин и концов побегов.
Обрезка деревьев в городе – процедура необходимая, которая направлена на обеспечение сбалансированного роста, повышение жизнеспособности растений, уничтожение возможных очагов инфекции, развитие здоровой кроны, обеспечение безопасности. Разросшиеся ветви деревьев закрывают дорожные знаки, мешают контактным сетям электротранспорта. В целом, такие старые насаждения в результате падения сухих ветвей создают угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.
Сектором по охране окружающей среды муниципального образования «Город Саратов» в адрес организаций, задействованных в обрезке зеленых насаждений на улицах города, направлены методические указания о технологии обрезки древесных насаждений и сроков их выполнения.
Принятие решения о сносе зеленых насаждений осуществляется коллегиально комиссией по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов». Состав комиссии утвержден постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31.05.2011 г. №1093 «О сохранении и создании зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов».
В состав комиссии входят представители районных администраций, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, отдела генеральных планов ГУПП «Институт Саратовгражданпроект», сектора по охране окружающей среды г. Саратова.
В случаях возникновения вопросов по данной теме следует обращаться за разъяснениями непосредственно в комиссию или к главе муниципального образования «Город Саратов».
Разъясните, куда обращаться по факту загрязнения реки Волги и её водоохранной зоны?
По данному вопросу необходимо обратиться в Управление Росприроднадзора по Саратовской области, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» река Волга подлежит федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов подлежат реки, находящиеся в границах одного субъекта, т.е. малые реки, а также пруды, озера и др. водотоки, не выходящие за пределы территории области.
В летнее время свалки разных размеров вырастают, как грибы, в местах отдыха. Укажите на кого возложена обязанность по уборке свалок?
В соответствии с Законом Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» от 29.07.2009 года № 104-ЗСО несанкционированной свалкой отходов в части 4 ст.8.2 признается место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Под организацией несанкционированной свалки отходов в части 4 вышеназванной статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.
Специально отведенным местом в части 6 ст.8.2 признается место, обустроенное в соответствии с требованием законодательства в области охраны окружающей среды.
Правилами благоустройства, разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности земельных участков в соответствии с действующим законодательством и вышеназванными Правилами.
Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, до 31.12.2015 года в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории соответствующих муниципальных районов возлагались на органы местного самоуправления. Аналогичная обязанность для органов местного самоуправления предусмотрена ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Учитывая вышеизложенное, а также то, что эти противоправные деяния в основном допущены неопределенным кругом лиц, установить которых не представляется возможным, обязанность по организации уборки этих территорий, а также организации деятельности по сбору и вывозу отходов возлагается на органы местного самоуправления.
Каковы приоритеты в области охраны окружающей среды?
Одним из основных приоритетов в области охраны окружающей среды я бы назвал воспитание у населения экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде и природе родного края.
Кроме того, одним из главных приоритетов является создание системы коммунальной инфраструктуры – системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области. Конечно же, приоритетным является и прекращение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем строительства необходимого количества новых и модернизации существующих очистных сооружений канализации, увеличение площади зеленых насаждений в черте городских и сельских поселений и многое другое. Однако все это требует финансовых вложений и не малых, поэтому приоритетом также является активная работа по привлечению инвестиций в сферу экологии.
Правительство области с 2013 года создает систему переработки отходов на основе государственно-частного партнерства через механизм концессий.
Целью концессионного соглашения является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории Саратовской области.
В марте 2015 года был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс создаваемой коммунальной инфраструктуры – Энгельсский межмуниципальный полигон ТБО с мусороперерабатывающим комплексом, цехом биокомпостирования и 11 мусороперегрузочными станциями в муниципальных районах Саратовского Заволжья. Данная система охватывает 12 районов Заволжья. Строительство аналогичного мусороперерабатывающего комплекса (МПК) ведется в Балаково. Ввод в эксплуатацию - декабрь 2016 года. После ввода в эксплуатацию комплекса в Балаково завершится создание системы переработки и утилизации отходов на территории Левобережья. В этой системе будут задействованы потоки отходов 18 районов области.
В результате современной системой переработки и утилизации отходов будет охвачено более 45% территории области.
В марте 2016 года утверждена подпрограмма «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области» на 2016-2020 годы, которая является составной частью действующей государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области до 2020 года». Планируемый объем частных инвестиций данной подпрограммы составит более 3 млрд. рублей. Планируется создание аналогичной Левобережью системы переработки и утилизации отходов на Правобережье области, включая город Саратов.
Работа всей созданной коммунальной инфраструктуры ведется в полном соответствии с природоохранным законодательством.
На сегодняшний день на МПК извлекается весь объем ПЭТ-бутылок, пластика, и целлофана, а это так называемые неразлагаемые фракции ТКО. На захоронение на полигон направляется только нелеквид.
Инфраструктурный проект несет особую экологическую значимость для жителей Саратовской области. Работа по безопасному захоронению отходов в окружающей среде носит комплексный подход и позволяет снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье жителей, так как на территории Левобережья внедрено экологически безопасное размещение ТКО в окружающей среде, через систему обработки, сортировки и утилизации отходов.
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты области в 2015 году по сравнению с 2013 годом сократился на 70,9 млн.м3 и составляет 12,9 млн.м3 – это один из лучших показателей в ПФО.
Какова ситуация с качеством атмосферы в Саратове?
Уровень загрязнения атмосферного воздуха города в течение года неравномерен: в весенне-летний период воздух более загрязнен (связано с повышением температурного режима, увеличением количества автотранспорта на дорогах, проведением различных ремонтных работ, которые приводят к дополнительному запылению атмосферы и т.д.), в осенне-зимний период загрязненность воздуха снижается.
В целом по уровню загрязнения атмосферы город Саратов не входит в Приоритетный список городов РФ с очень высоким уровнем загрязнения атмосферы.
Следует отметить, что за последнее пятилетие отмечается стабильное снижение уровня загрязнения атмосферы практически по всем определяемым примесям на всей территории Саратова.
С ноября 2012 года на территории нашего региона министерством природных ресурсов и экологии области внедрена система регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Неблагоприятные метеорологические условия – это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы.
Чтобы в эти периоды поддерживать нормальную экологическую ситуацию в городах и населенных пунктах области и не допускать возникновения высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха, проводится кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ на стационарных источниках выбросов в атмосферу
Несмотря на то, что мероприятия по снижению выбросов осуществляются не в ущерб основному производству предприятий, они являются эффективными и позволяют обеспечить соблюдение качества атмосферного воздуха в период действия НМУ в конкретном населенном пункте, что подтверждается наблюдениями за состоянием атмосферного воздуха на стационарных постах (отсутствие высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха по контролируемым примесям в периоды НМУ).
Высоких и экстремально высоких концентраций по определяемым веществам на территории города не регистрируется.
Планируется ли в ближайшие годы увеличение площади особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории области?
В 2024 году начата работа по созданию нового памятника природы в Лысогорском районе - «Урочище «Лысая Гора» на площади 542 га, для сохранения уникального лесного массива в пойме р. Медведица. Проведено комплексное исследование территории учеными.
Так же ведутся научные работы по созданию памятника природы «Урочище Белый ключ» площадью 152 га, цель создания сохранение старовозрастных насаждений в Татищевском районе области.
Кроме того планируется в ближайшие годы провести работы по расширению границ памятника природы Кумысная поляна за счет включения участков леса в районе пос.Соколовый.
Что дала постановка на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Кумысная поляна»?
Внесение границ памятника природы «Кумысная поляна» в государственный кадастр недвижимости как особо охраняемой природной территории, позволяет четко и однозначно увидеть ее границы на публичной кадастровой карте любому гражданину, что немаловажно для обеспечения охраны данной территории и контроля за соблюдением установленного режима особой охраны.
.